Виды вагонки для внутренней и наружной отделки

Особенности материала

По виду используемого при её изготовлении материала вагонка бывает деревянной и пластиковой и может применяться как для внутреннего, так и наружного дизайна.

Поскольку дерево является натуральным продуктом и хорошо пропускает воздух – в помещениях, отделанных этим видом декоративного покрытия, преобладает естественный микроклимат, т. е. в них легко дышится и сохраняется комфортный уровень влаги. Кроме того, вагонка естественной влажности из древесины выделяет приятные, ароматные запахи, способствующие оздоровлению организма.

Отделочный пиломатериал, относящийся к категории вагонка естественной влажности, изготавливается из различных лиственных или хвойных пород. Наиболее распространёнными разновидностями этого пиломатериала являются вагонка сосна, используемая для имитации натурального бруса, а также вагонка ольха. Довольно часто в ходе строительных и ремонтных работ используется и такой тип изделий, как липовая вагонка.

По состоянию и качеству используемого материала декоративная вагонка из древесины делится на 4 класса:

Вагонка «Экстра» или «нулевая», состояние которой оценивается как идеальное. В материале этого класса не допускается наличия древесной сердцевины, сучков и каких-либо других изъянов.

Материалы классов А, В и С отличаются от «нулевого» тем, что в них может содержаться то или иное количество сучков, смоляных карманов или трещин (смотрите ГОСТ 8242–88 или европейский промышленный стандарт DIN 68126/86).

*кликните на таблицу чтобы увеличить

Деревянная вагонка, как и любой другой натуральный продукт, отличается от пластиковых аналогов своими чисто природными свойствами. При этом не следует забывать о том, что и цену она имеет более высокую, чем пластиковый заменитель (ПВХ) или вагонка МДФ. В качестве одного из вариантов этого продукта может рассматриваться искусственно состаренная или брашированная вагонка, получаемая путём обработки её лицевой части жёсткой металлической щёткой. Имея умышленно состаренную текстуру, брашированная вагонка позволяет оформить дизайн помещений и фасады дома в стиле «ретро» и пользуется повышенным спросом у потребителя.

Дополнительная информация: К достоинствам отделочного материала из пластика и вагонки МДФ следует отнести высокое качество и прочность наружной и внутренней отделки дома, а также легкость монтажа и привлекательность дизайна. Помимо этого, пластиковые изделия и вагонка МДФ имеют более доступную цену и в этом смысле составляют конкуренцию деревянному продукту.

Виды профилей и размеры

За долгий период изготовления вагонки производители разнообразили технологию. В продажу поставляют несколько видов продукции, отличающейся формами сторон, их размерами, конфигурацией замковой части, фасками.

Стандарт

Стандартная доска с гладкой наружной поверхностью, полученной в результате тщательного шлифования, имеет длину от 2 до 6 м. Поперечный срез выглядит как трапеция, следовательно, нижняя сторона параллельна верху. При этом верхняя плоскость является лицевой, а на нижней по всей длине сделаны прорези.

Толщина обычно составляет минимум 12 мм, а ширина с шипом – 80, сам шип может быть размером от 4…5 мм.

В продаже встречаются и более тонкие изделия, но их не рекомендуется использовать для отделки капитальных строений. Тонкие дощечки коробятся, их начинает вести, долго они не прослужат.

Стандартная вагонка из сосны – самый распространенный, недорогой материал, применяемый для изготовления технических обшивок.

Евровагонка

Профили, изготовленные по европейским нормам, имеют более глубокие пазы, чем у стандарта, и крупные шипы (8…9 мм), способствующие эффективной вентиляции обшивки и надежному соединению.

Толщина досок составляет минимум 12,5 мм и может достигать 22 мм. Минимальная ширина равняется 80 мм, наиболее распространенная – 88+8 (шип) = 96 мм.

Длина изменяется в диапазоне от 0,5 до 6 м, наиболее распространенная, как и у любой вагонки, – 2…6 м.

Более толстую вагонку применяют для обшивки снаружи. Материал прекрасно смотрится как на фасадах строений, так и во внутренних помещениях домов, дач, саун, русских бань.

«Штиль»

Профильные планки под названием «Штиль» похожи на евровагонку, но имеют менее широкую шпунтованную часть; иногда их называют «Колхозницей». Такое исполнение мест стыка не может полностью исключить образование щелей при обшивке, что создает не самое лучшее внешнее впечатление.

Материал часто применяют для отделки сельских подсобных строений, технических сооружений вследствие небольшой стоимости. Утолщенные разновидности продукции немного напоминают покрытия из бруса, их используют для облицовки фасадов.

«Софтлайн»

Благородный профиль с закругленными краями создает необычный декоративный эффект при обшивке внутренних помещений жилых комнат и саун. При любой эксплуатации на материале не появляются заусеницы, сколы, что делает вагонку такого вида востребованным материалом. Размеры «Софтлайн» такие же, как у евровагонки.

«Американка»

Особенность этого вида вагонки в том, что во внутренней плоскости планок присутствует особая выемка, которая позволяет проводить облицовку стен внахлест. Благодаря отсутствию фаски плавный переход от шипа достигает середины планки. Вагонка «Американка» образует надежные места стыковок, образуя покрытия, внешне похожие на сайдинг.

«Блок-хаус»

Этот вид досок с округлой наружной поверхностью, формирующей облицовку, похожую на стенку из бруса. На внутренней плоскости есть пазы, по которым могут стекать избытки влаги, места стыков оформлены в виде обычных углублений и шипов. В первую очередь «Блок-хаус» предназначен для отделки фасадов, некоторым хозяевам нравятся сауны и бани, облицованные выпуклыми профилями.

«Ландхаус»

Планка с рисунчатым наружным слоем, украшенным резными фигурами, внутри имеет плоский вид с канавками по всей длине. Стыки выполнены в виде шипов, обеспечивающих надежное соединение. Лицевая часть на некоторых изделиях имеет сложный рисунок, сделанный фрезерованием или горячим прессованием. Вагонка «Ландхаус» имеет интересное декоративное оформление, что обуславливает высокие цены, превышающие стоимость остальных видов профилей.

Двусторонняя вагонка

При проведении перепланировки дома иногда возникает потребность в возведении перегородок, для которых нужна вагонка, имеющая лицевую поверхность с обеих сторон. Материал можно использовать для обшивки обычных стен, только помещения не должны быть влажными, потому что на обратной стороне двусторонних планок отсутствуют прорези для стекания влаги. А древесина, из которой зачастую делают вагонку, боится влаги.

Стандартные размеры

Интересно, что на размеры деревянной вагонки влияет и порода деревьев. На практике чаще других для изготовления этого материала используют такие породы, как сосна, лиственница, кедр, липа, ольха, дуб, осина. Виды породы влияют и на разницу стоимости материала из них. Если правильно произвести все расчеты, то не будет переплаты за купленные объемы вагонки.

Ниже будут даны основные данные доски-вагонки: ширина, длина, толщина. Знание этих размеров дают возможность выбрать оптимальное количество досок вагонки.

Есть некоторые отличия по сортам:

Осина

Вагонка из осины чаще всего находит применение в отделке бань, саун, хананей. Изготовляется и поставляется на рынок российскими и европейскими предприятиями. Для импортной продукции характерны повышенные требования к качеству, условиям по влажности, размерам. Все требования заложены в стандарте Евросоюза DIN 6.

Наши ГОСТы менее требовательные по качеству, поэтому материал немного дешевле, но по размерам оба стандарта совпадают:

  • толщина: 12 – 40 мм;
  • ширина: 76 – 200 мм;
  • длина: 0.2 м (минимум) – 6 м (максимум).
  • толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (евровагонка — 12.5 мм);
  • полезная ширина: 88 мм;
  • общая ширина (габарит);
  • длина: от 1000 мм до 3000 м.

Дуб

Дубовая вагонка отличается прочностью, износостойкостью, красивой и благородной текстурой. Отделанные вагонкой из дуба жилые и служебные объекты отличаются натуральной привлекательностью.

Стандартные размеры такой вагонки:

  • толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (иногда бывает — 14 мм или 12? 5);
  • ширина: от 50 до 108 мм (определяется производителем);
  • длина: от 1000 мм до 3000 мм. (наиболее часто 3000 мм, 2700 мм, 2500 мм, 1800 мм.

Сосна

Из сосновых заготовок производят основную массу вагонки. Легкость ее обработки и хранения при низкой цене делают материал доступным большинству покупателей.

Габариты сосновой вагонки:

  • толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (популярны — 13 мм, или 12.5);
  • ширина: от 50 мм до 108. (определяется на производстве);
  • длина: от 500 мм до 3000 мм. (предпочтительные – 3000 мм, 2000 мм, иногда до 6 метров).

Лиственница

Наряду со стандартными размерами обычной вагонки, на предприятиях могут производить и вагонку с данными, отличными от стандартов. Тем не менее, стандартные показатели чаще применяются в строительной практике.

Стандарты деревянной вагонки:

  • толщина: 12 – 40 мм;
  • ширина: 76 – 200 мм;
  • длина: 0.2 м (минимум) – 6 м (максимум);
  • размер шипа: 4-5 мм.

Стандарты евровагонки деревянной:

  • толщина: 13, 16, 19;
  • ширина: 80, 100, 110, 120 мм;
  • длина: 0,5 м – 6 000 мм;
  • размер шипа: 8-9 мм.

Допустимые отклонения:

  • толщина: 0,7 мм;
  • ширина: 1 мм;
  • длина: +/- 5 мм;
  • размер шипа: +/- 0,5 мм.

Простая доска типа вагонки имеет достаточно большой спектр параметров, ее толщина находится в пределах от 1,2 до 2,5 см, ширина – от 8 до 15 см, длина – от 60 см до 6 м.

Стандарт ЕС ограничен по толщине и ширине – 12,5х96 мм и использует 4 значения длины:

  • 2,1 м;
  • 2,4 м;
  • 2,7 м;
  • 3 м.

На Российских предприятиях могут варьироваться и другие варианты размеров для массового применения: толщина – 1,3; 1,6 и 1,9 см при ширине – 8, 10, 11 и 12 см, длина же ограничена до 6 метров.

Иногда по отдельным заказам производители делают и вагонки с конкретными размерами (толщина – 20 мм, ширина – 120 мм, 125 мм, 140 мм). Доски евровагонки проходят камерную сушку, поэтому выдерживается стандартная влажность материала, которая должна находиться на уровне 10-15%. Обычные доски вагонки до такой влажности не доводят, и она остается на уровне, в 2 раза превышающем европейский уровень. Это влияет на качество, но удешевляет производство. Сушка в специальных камерах очень затратна по технологии и финансам.

Основной параметр, по которому можно сразу отличить евровагонку от обычной доски-вагонки, – размер шипа. В евровагонке он занимает 9% ширины доски (или 8 мм), в обычной доске-вагонке выступ короче – от 4 до 6 мм. В досках, изготовленных как вагонки по стандартам ЕС, делаются пазы с тыльных сторон для прохода воздуха. Это не дает образовываться конденсату и снимает внутреннее напряжение, которое может возникать при перепадах температур.

Отличие евровагонки от вагонки:

  • Осуществляется четкое выполнение требований по качеству.
  • Высушенные в камерах доски евровагонок имеют влажность, не превышающую 12%. В обычной вагонке такой показатель находится в пределах 15-28%.
  • Наружная поверхность досок отшлифована и не требует дальнейшей обработки после облицовки.

  • Каждый пакет с досками упакован в полиэтиленовую пленку.
  • Канавок для вентиляции и отвода конденсата больше.
  • Размер шипа евровагонки – 9 мм, обычной – 5 мм.

Класс С

Количество механических повреждений и естественных дефектов на вагонке этой категории может достигать немалого числа. К ним относятся остатки от окорки, сердцевина, крупные сколы, сквозные трещины, почерневшие и выпадающие сучки.

Вагонка класса С

Нередко производители включают сюда откровенный брак, несмотря на то, что требования ГОСТа не позволяют делать подобное. Поэтому профессионалы высокого уровня нередко отказываются работать с таким сырьем, потому что на монтаж уходит гораздо больше сил и средств из-за необходимости исправлять недостатки, занимающие подавляющую часть поверхности.

Неудивительно, что из-за низкого качества древесные изделия класса С являются самыми дешевыми. Нуждаются в большом объеме дополнительных работ для приведения в надлежащий вид. Проблемны в монтаже и сложны в окраске. Область их применения — отделка подсобок и черновые процессы.

Виды и сорта деревянной вагонки

Еще один критерий, по которому можно классифицировать вагонку – это профиль изготовления. На отечественном рынке можно встретить такие профили:

Стандарт (штиль)

Крестьянка, колхозница, русская классика, простая – все это разные названия одной и той же вагонки). Особенность данного вида в практически полном отсутствии пазов.

Размер стандартной вагонки (штиль)Внешний вид стандартной вагонки (штиль)

Евровагонка

Идентична вагонке стандарт, но при ее изготовлении выдерживаются более жесткие требования. Кроме того, при стыке ламелей между ними остается небольшой паз до 15 мм. Отличие между видами (обычная и евро) будет приведено ниже.

Размеры евровагонкиВнешний вид евровагонки

Название софтлайн носит вагонка, фаски которой слегка закруглены.

Размер вагонки Софт-ЛайнВид вагонки Софт-Лайн

Ландхаус или волна

Имеет необычную, вогнутую лицевую сторону.

Размер вагонки “Волна” (Ландхаус)Вид вагонки “Волна” (Ландхаус)

Отдельно стоит отметить еще три разновидности вагонки. Их специфика в способе крепления. В отличии от перечисленных выше видов, нижеприведенные крепятся горизонтально.

Американка

Имитирует укладку досок. Такой вид вагонки применяется в основном для наружных работ. Благодаря своеобразной системе паз-гребень доски в месте стыка защищены от проникновения воды. Стоит отметить, что пластиковой американки не существует.

Размер вагонки “Американка”Вид вагонки “Американка”

По сути, это вагонка с профилем стандарт.

Размер вагонки “имитация бруса”Вид вагонки “имитация бруса”

Вагонка «блок-хаус»

Внешний вид здания, обшитого вагонкой с профилем блок-хаус похож на настоящий сруб.

Размер вагонки “блок-хаус”Внешний вид вагонки “блок-хаус”

Классификация по сортам

Общепринято деление вагонки на четыре основных класса: «С», «В», «А» и «Экстра».

  • Класс «С» допускает наличие небольших повреждений, пятен, полос, сучки диаметром, не превышающим 25 мм., а также поверхностных трещин длиной не больше 5% от длины доски и смоляных трещин длиной до 50 мм., шириной до 5 мм.

  • Класс «В» допускает наличие до четырех сучков диаметром не более 10 мм. На каждые 1,5 метра длины доски разрешено до двух смоляных и двух не сквозных трещин. Допускаются некоторые дефекты производства – небольшие задиры, вмятины, сколы, ворсистость, волнистость, незначительная покоробленность.

  • Класс «А» допускает наличие смоляных ямок, торцевых трещин и сучков не чаще чем через 1,5 метра. Вагонка данного сорта не должна иметь сердцевин, червоточин и синевы.
  • Класс «Экстра» — это чистая доска без каких-либо дефектов и сердцевин. Вагонка данного класса встречается достаточно редко, что, естественно сказывается на ее стоимости. Исключением служит лиственница и ангарская сосна, вагонка из которых доступна во всех четырех классах. Материал из лиственных: осина бывает только трех сортов — «В», «А» и «Экстра», липа представлена сортами — «С», «В» и «А».

Из-за различной структуры сырья нормы сортировки отличны в зависимости от породы древесины. Кроме того, особенности той или иной древесины не позволяют получить полноценный сортовой ряд. Так, вагонка из хвойных пород деревьев обычно представлена сортами «С», «В» и «А».

Из чего делают?

Вагонка может изготавливаться практически из любой породы древесины, но это отражается на ее качестве и основных характеристиках. Сфера использования материала также зависит от использованного сырья. Различаются следующие виды вагонки по породе древесины.

Хвойная древесина

Специфическая особенность ее – большое содержание смол и эфирных масел. Они с одной стороны мешают развитию грибков, но при высокой температуре опасны для человеческого организма. С учетом этого, хвойные породы нельзя использовать в банных парилках, а наиболее широко они применяются для внешней обшивки зданий.

Наиболее часто вагонка делается из таких хвойных деревьев:

  1. Ель. Преимущества – низкая стоимость; мягкость, позволяющая легко округлять формы; красивая текстура; малая шероховатость. Основной недостаток – повышенная гигроскопичность.
  2. Сосна. Считается наиболее подходящим материалом для вагонки бюджетного класса. Среди недостатков выделяется высокое содержание смол и уязвимость к царапинам.
  3. Лиственница. Этот материал обладает высокой прочностью и минимальной гигроскопичностью, привлекательной текстурой и стойкостью к гниению. Ограничивает применение высокая цена.
  4. Кедр. Его отличает особый аромат, благотворно влияющий на нервную систему. Он способен отпугивать насекомых. Недостаток – дефицитность и повышенная стоимость.

Лиственная древесина

По сравнению с хвойными породами, их смолы не вредны для человека, что позволяет использовать в банных условиях.

Она отличается пониженной теплопроводностью. Находят применения такие породы древесины:

  1. Липа. Главный недостаток – постепенное потемнение по мере эксплуатации и соответствующая потеря внешнего лоска.
  2. Ольха. Ее можно использовать во влажных помещениях. Она обладает оригинальной, привлекательной текстурой. Главный недостаток – пониженная долговечность.
  3. Дуб. Дубовая вагонка относится к элит классу. Она практически не имеет недостатков и отличается прекрасным внешним видом. Ограничивает использование только цена.

Экзотика

Ценные, экзотические породы древесины, относящиеся к категории красного дерева, используются для изготовления высококачественной вагонки элит класса. У нее очень высокая стоимость, но бесподобный внешний вид, особый оттенок, высокая долговечность и прочность.

Особо выделяются такие разновидности, как хемлок или канадская тсуга и абаши. Последнее тропическое растение отличается своеобразным цветом с лимонно-желтым или белесым оттенком.

Древесная основа вагонки задает ее свойства и декоративность. Какой тип выбрать, зависит от назначения доски, финансовых возможностей и потребности.

Срощенная вагонка

Это единственный вид ламелей, не имеющих шпунтованных торцов. Ее боковины срезают фрезой, а затем при монтаже склеивают термопластичными клеящими средствами. В результате получается цельное полотно без швов, имеющее необходимые размеры. Срощенное покрытие не коробится и не изменяется со временем; таким способом можно подобрать красивый однородный рисунок по всей площади.

Среди недостатков этого вида материала заметна нестойкость клеевых швов к влиянию влажного воздуха и повышенной температуры, поэтому обычную срощенную продукцию в банях укладывать, однозначно, не стоит. Европейские нормативы предусматривают подразделение материала на группы по возможности длительной эксплуатации в тех или иных условиях:

  • продукцию D 1 рекомендуют укладывать только внутри помещений с влажностью, не превышающей 15 %;
  • D 2 может присутствовать в комнатах, где возможно кратковременное, ненарочное превышение влажности;
  • D 3 может эксплуатироваться в помещениях с предсказуемой повышенной концентрацией водяных паров, например на кухнях;
  • D 4 выдерживает сырость, потоки воды, высокую влажность на протяжении долгого времени. Таким видом вагонки можно обшивать внутреннее пространство бани, выполнять после предварительной подготовки наружную облицовку.

Срощенными ламелями облицовывают любые поверхности. При этом в зависимости от места будущего расположения опытные мастера отдают предпочтение разным видам древесины.

На пол стараются укладывать обшивку из дуба, потому что он имеет очень высокую твердость и стойкость к истиранию. Для бани многие хозяева стараются купить осиновую продукцию светлого, предпочтительно белого, цвета.

Профили из лиственницы нормально переносят влияние улицы, их укладывают на балконы, террасы, веранды. Профилями из лиственницы после обработки можно облицевать наружные стены, клеевой шов становится более стойким под воздействием защитных средств.

Из древесины хвойных пород получить качественный материал непросто потому, что она имеет много сучков. Стоимость таких планок для сращивания бывает выше, чем остальных древесных профилей. Покупателю нужно быть готовым заплатить за этот вид продукции немалую цену, ни один производитель не поставляет на рынок хорошую и дешевую срощенную вагонку.

Обшивка деревянной вагонкой

Теперь мы расскажем о том, как обшивать вагонкой стены. Прежде чем начать эту работу необходимо дать ей постоять в комнате, как минимум сутки. Древесине нужно подсохнуть и стать одной температуры с комнатой. Лишь после этого можно приступать к нарезке вагонки. Если не выдержать это время, панели будут неплотно прилегать друг к другу.

Для монтажа пароизоляции нужно взять пленку, фольгу или рубероид. Крепеж этого материала происходит на рейки, которые необходимо прибить заранее. Рейка должна быть свыше 3 см в ширину. Шаг прибивания к стене – не менее одного метра. Снизу и сверху пароизоляции нужно пробить небольшие отверстия для того, чтобы улучшить вентиляцию. Монтаж пароизоляции не является обязательным.

Перед тем, как крепить вагонку, для нее нужно создать обрешетку. Рейки, имеющие сечение 20×40 мм с помощи шуруповёрта крепятся на расстоянии 40-50 см в горизонтальной плоскости. Во время этой работы нужно часто проверять уровнем, ровно ли они расположены. При помощи реек выравнивается стена, и доски будут прилегать более плотно. Кроме этого, обрешетка позволяет создать вентиляционный зазор между стеной и вагонкой.

Обрешетку крепят саморезами или дюбель-гвоздями. Нижние рейки должны отставать от пола на 5 см, потому что внизу будет монтироваться напольный плинтус. Кроме этого нужно сделать отступ от дверных проемов и окон.

Если вы не использовали пароизоляцию, то монтаж обрешетки производится прямо на стену. А при использовании пароизоляции монтаж реек обрешетки будет зависеть от того, каким образом была прикреплена пароизоляция. При монтаже реек для пароизоляции в вертикальном положении, обрешетка крепится горизонтально, и наоборот. Эта работа осуществляется при помощи длинных саморезов.

Монтаж первой панели на стену реализуется от угла комнаты по вертикали: сначала нужно сделать отверстие при помощи тонкого сверла, а потом прикрепить на саморезы. Отметим, что при монтаже блок-хауса, первая панель крепится сверху комнаты в горизонтальном положении. Этот вид вагонки необходимо ровнять под натянутую леску или горизонтальный уровень.

Существует три способа монтажа вагонки:

на кляймеры. При таком креплении поверхность панелей не деформируется и, при необходимости, их можно демонтировать, не повреждая. В паз панели вставляется кляймер. Его нужно задвинуть при помощи молотка в паз вагонки, после чего в отверстия кляймера вбиваются гвозди. Это крепление довольно прочное. Все остальные панели крепятся аналогичным образом 
на саморезы
на гвозди. Финишные гвозди забивают по лицевой части панели

Важно забивать их по косой. Если вбивать гвозди посередине панель может треснуть. 

Последние два варианта менее предпочтительны, потому что травмируют древесину.

По окончанию монтажа вагонки необходимо закрыть края. Для этой цели стоит воспользоваться плинтусом или галтелью. Крепятся на стену эти элементы маленькими гвоздями.

Не забывайте, что один раз в 3-4 года необходимо заново вскрывать вагонку защитными составами. Они защищают от поражения насекомыми и грибками, а также от возгорания.

Деревянная

Кроме эстетического внешнего вида, дереву присуща способность абсорбировать влагу при её избытке и отдавать при недостатке, поэтому в помещениях, обшитых деревянными материалами, присутствует особый микроклимат. Срок эксплуатации такой отделки около 20 лет, однако применение противогрибковых и антисептических пропиток позволяют значительно его увеличить. Также положительным фактором является высокая теплозвукоизоляция дома.

Деревянная вагонка

Вагонка, выполненная из северных сортов деревьев, считается наиболее качественной. Отличить её можно по годовым кольцам: у южных пород деревьев расстояние между ними 3-4 мм, у северных 1-3 мм. Осину, ольху, липу предпочтительно применять в банях, саунах. Этот материал хорошо переносит большие температуры. Остальные виды можно использовать для отделки любой части дома.Для производства используют лиственные и хвойные породы деревьев: сосну, дуб, березу, ель, липу, кедр, ольху.Класс вагонки определяет наличие сучков, трещин, смоляных кармашков, засмолков, червоточины, обзола, качества обработки.У разных производителей при одинаковой маркировке качество продукции может отличаться. Поэтому для покупки качественного товара за его реальную стоимость, необходимо уметь различать сорта по внешнему виду согласно требованиям ГОСТа.

Класс А

вагонка Класс А

Не допускает наличие дефектов производства, кроме незначительной шероховатости, не должно быть синевы, гнили, обзола, червоточины. Могут присутствовать невыпадаемые сучки Ø не более 15 мм, черные сучки Ø до 7 мм, несквозные трещины.

Класс Б

Может присутствовать непрострожка на гребнях и пазах, вмятины, трещины, засмолки, до 10 процентов синевы, сердцевина, черные сучки с диаметром не более 20 мм, сучки в тон цвету дерева в любом количестве, несквозные трещины. Считается бюджетным вариантом, для декорирования бракованных мест используют шпаклевочные составы и замазки. Выбор деревянной ламели этого класса предполагает последующую покраску.

Класс С

Считается что это вагонка низшего сорта. Она доставляет массу сложностей при монтаже из-за трудности подгона. Допускаются засмолки, смоляные кармашки, синева, червоточины, обзол. Класс С формируют из отбраковки, полученной в процессе производства. Очень часто показатели качества ниже рекомендуемых ГОСТ

При покупке деревянной вагонки этого сорта нужно обратить особое внимание на внешний вид и соответствие требованиям

Класс Экстра

вагонка Класс экстра

Характеризует его отсутствие производственных дефектов, гладкая ровная поверхность. При производстве вагонки класса Экстра выбирают элитные сорта деревьев с красивой структурой. Для монтажа используют скоби и кляймеры, сверху обычно покрывают лаком. Применяют для внутренней фасадной отделки.Выбирая вагонку необходимо придерживаться некоторых правил:

ориентируйтесь основным образом не на маркировку сорта, указанную изготовителем, а визуально осматривайте и выбирайте товар, подходящий по критерию «цена — качество»;
обращайте внимание на присутствие дефектов древесины и обработки;
специальным прибором проверьте содержание влаги;
обратите внимание на качество замковых соединений.

Разновидности отделочных материалов

Для производства классической вагонки задействуются разные сорта натуральной древесины. Преимущественно, речь идет о хвойных породах — всевозможных елях, соснах, осинах и липах. Однако встречаются и изделия, изготовленные из обыкновенной лиственницы или более ценного дуба. На рынке представлены товары, выпущенные, в основном, по классическим европейским стандартам: 

  • влажность — от 10 до 15%;
  • длина — от 1,2 до 4 м;
  • толщина — 12,5 мм;
  • ширина — 87 мм, без учета фиксационного выступа. 

В ассортиментах профильных магазинов есть и отечественная продукция. На российской или, например, белорусской вагонке, проставляются маркеры о соответствии регламентам ГОСТ. Правда, у таких материалов нередко отсутствуют банальные продольные канавки для вентиляции, предназначенные для отведения влаги. Именно поэтому эксперты в области строительства предпочитают пользоваться импортными облицовочными дощечками. 

Хвойные породы

Вагонка из хвойных пород — наиболее распространенный и максимально известный строительный материал. В производстве участвуют как элитные, так и недорогие сорта натуральной древесины:

  • сосна — дешевое и популярное решение, характеризующееся наличием особой смолы, усиливающей устойчивость продукта к воздействиям окружающей среды и гниению;
  • ель — рыхлая структура с низкой плотностью и малым весом, позволяющая говорить об улучшенных теплоизоляционных характеристиках и огромном количестве сучков;
  • кедр — сочетание красивого цвета и ярко выраженной текстуры кедра, дополненное отменными эксплуатационными параметрами: простотой сушки, механической стойкостью и пр.

Все варианты обладают своими преимуществами и недостатками, пользуясь одинаковой популярностью среди квалифицированных мастеров-отделочников.

Лиственные породы

Лиственные сорта древесины применяются для изготовления вагонки немного реже, по сравнению с классическими хвойными сортами. Владельцы разнообразных предприятий предпочитают работать с: 

  • березой — высочайшая плотность бруса, отличные способности к обработке, отменное удержание всевозможных лаковых покрытий;
  • ясенем — характеризуется наличием потрясающей текстуры, при полном отсутствии выдающихся эксплуатационных характеристик;
  • дубом — наиболее устойчивый к деформациям, прочный и жесткий материал, продаваемый далеко не по бросовым ценам;
  • осиной — мягкая и пористая основа, выделяющаяся невероятным сроком службы и устойчивостью к перепаду температур;
  • липой — используется, преимущественно, для обустройства бань, саун и парилок, из-за хорошей влагоустойчивости. 

Все виды деревянной внутренней «евровагонки» устанавливаются на специальную обрешетку. Фиксация досок осуществляется за счет волновых крепежей и классических строительных кляймеров. Эксперты не рекомендуют обустраивать конструкцию исключительно посредством гвоздей и саморезов — такая система, как правило, долго не стоит.

Ценные и экзотические породы 

Экзотика в мире современной отделки — это сорта и породы красного дерева, произрастающего на территории тропических лесов. На российском рынке соответствующая продукция до и после сушки встречается нечасто, так что поработать с ней успевает не более 5-7% наемных мастеров. 

Выбор в пользу подобных материалов делают люди, владеющие большими бюджетами, и желающие строить по-настоящему качественные, красивые и аккуратные дома. Правда, расходовать ценнейший товар на внешнее оформление зданий не решается практически никто — такие панели чаще встречаются внутри, в обшивке стен жилых помещений. 

Красное дерево обладает огромным количеством эксплуатационных преимуществ. Оно характеризуется невероятной долговечностью, стопроцентной экологической чистотой, элементарным процессом обслуживания и особой, природной «энергетикой». Обрабатывать его достаточно трудно, в первую очередь, из-за отличной механической прочности и жесткости сырья.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий